Блог
Модели FAW J6 и J7 хорошо зарекомендовали себя в грузоперевозках, но работа в условиях российских зим требует к ним особого подхода. Мороз создает условия, при которых некоторые узлы функционируют с повышенной нагрузкой или выходят из строя.
Поэтому далее представлен разбор ключевых проблем, с которыми чаще всего сталкиваются владельцы данных транспортных средств в холодное время года. Каждый нюанс представлен с техническими пояснениями и рекомендациями.
Замерзание топлива
Дизельное топливо при отрицательных температурах образует парафиновые кристаллы. Они оседают на стенках топливопроводов, в фильтрах и форсунках. В FAW при использовании летнего дизеля уже при -10 градусах Цельсия происходит помутнение, а при -20 градусах Цельсия и ниже – полное загустевание.
Какие признаки указывают на это:
- потеря мощности, машина не развивает обороты;
- двигатель глохнет на ходу;
- при повторном запуске топливо не поступает в систему.
Игнорировать данную проблему невозможно, но главное – в принципе исключить ее проявление. Возможные последствия:
- полная остановка грузовика в пути;
- повреждение ТНВД при попытках запуска «на сухую»;
- повышенный износ форсунок из-за загрязненного топлива.
Чтобы не допустить проблем с топливным фильтром или шлангами, необходимо заранее переходить на зимнее или арктическое дизельное топливо – за 2-3 недели до устойчивых морозов.
Допускается также использовать топливные присадки-антигели, совместимые с системами FAW. Важно регулярно проверять работу штатного подогрева топлива и при необходимости установить дополнительное электрическое устройство на магистраль.
Деформация головки блока цилиндров
Металл ГБЦ при резких перепадах температур расширяется и сжимается. Если двигатель подвергнуть эксплуатации после долгого простоя на морозе без предварительного обогрева, то металл не успеет равномерно прогреться, что приведет к микродеформациям. При повторных циклах это выливается в кривизну плоскости или трещины.
Как понять, что это уже произошло:
- попадание охлаждающей жидкости в масло, что видно по эмульсии на щупе;
- утечка антифриза без видимых течей;
- перегрев двигателя даже при нормальной нагрузке.
Это достаточно серьезная поломка, которая проходит чаще зимой, нежели летом, поэтому и последствия соответствующие:
- снижение компрессии;
- износ прокладки ГБЦ.
Перед владельцем возникает необходимость дорогостоящей шлифовки или замены головки, иначе эксплуатация машины будет невозможна.
Рекомендации по профилактике:
- Избегать резкой нагрузки на двигатель в первые 10-15 минут после запуска.
- Использовать только качественный антифриз с температурой замерзания не выше -40 градусов Цельсия.
- Контролировать исправность термостата и радиатора отопителя.
- При стоянках в мороз использовать предпусковой подогреватель.
Последняя рекомендация – одна из самых важных для подобной техники, так как дизельные моторы очень привередливы в условиях мороза.
Проблемы с маслом
При минусовой температуре вязкость масла резко возрастает. Из-за этого оно медленно поступает к узлам двигателя, что увеличивает износ в момент холодного пуска. Из-за этого страдают следующие компоненты:
- турбокомпрессор;
- коренные и шатунные вкладыши;
- распредвалы.
Чтобы не допустить поломки перечисленных компонентов, необходимо использовать масла SAE 0W-40 при температуре ниже -30 градусов Цельсия или 5W-40, если мороз не опускается ниже этой отметки.
Важно также проводить регулярное обслуживание, чтобы следить за своевременной заменой масла и не допускать его переработки. Для улучшения свойств данной жидкости важно прогревать двигатель на холостом ходу не менее 3-5 минут на холостых оборотах.
Проблемы с подвеской
Зимой подвеска автомобилей FAW сталкивается с повышенной нагрузкой из-за низких температур, наледи, а также реагентов на дорогах. Это приводит к ускоренному износу отдельных компонентов, что становится причиной их поломки.
Наиболее уязвимые элементы:
- Амортизаторы. Низкая температура делает масло внутри более густым, из-за чего уменьшается эффективность гашения колебаний. Постоянная езда по заснеженной дороге с неровностями приведет к протечкам или поломке штока.
- Пружины. Мороз и ледяные отложения на дороге создают дополнительные нагрузки, поэтому данные элементы могут трескаться или терять упругость.
- Шаровые опоры. Из-за коррозии и попадания соли увеличивается износ сайлентблоков и шаровых соединений, появляются люфты и стуки.
- Стойки стабилизатора. Замерзшие втулки и соединения теряют эластичность, стойки быстрее разрушаются.
- Рычаги подвески. Сильный мороз делает металл более хрупким, удары о ледяные бугры могут привести к трещинам или деформации.
Зимняя эксплуатация FAW требует регулярного контроля этих узлов. Пренебрежение осмотром подвески приведет к ухудшению управляемости, повышенному износу шин и увеличению риска аварий.
Недостаточный обогрев кабины
Заводская автономная печка в некоторых модификациях J6 рассчитана на мощность около 2 кВт, чего достаточно до -10 градусов Цельсия. При более низких температурах салон прогревается медленно, а ночевка в кабине становится некомфортной.
Проблема усугубляется при критическом износе отопительной системы – влияние распространяется и на силовой агрегат. Что можно сделать:
- установить «автономку» повышенной мощности (5 кВт и более);
- регулярно очищать и обслуживать отопитель перед зимним сезоном;
- использовать предпусковой подогреватель двигателя для облегчения запуска.
FAW J6 и J7 способны работать в условиях суровой зимы, но требуют строгого соблюдения правил подготовки и обслуживания. Если заранее позаботиться о топливной системе, отоплении, системе охлаждения, смазке и электрике – машина будет запускаться без проблем.